Либерализация торговли или протекционизм: альтернативы для стран с проблемой бедности

Либерализация торговли или протекционизм: альтернативы для стран с проблемой бедности

Либерализация торговли или протекционизм: альтернативы для стран с проблемой бедности

Либерализация торговли или протекционизм: альтернативы для стран с проблемой бедности

Аргументация в пользу либерализации международной торговли в контексте поиска механизмов преодоления бедности в развивающихся странах, приобрела размах в эпоху Вашингтонского консенсуса, но в последние десятилетия трансформировалась в дискуссию с ударением на наличии спорных аспектов комплексной либерализации. Фактически, на начало XXI века сформировалось три основных точки зрения на влияние фритредерства на развитие стран с проблемами бедности. Первая из них базируется на ортодоксальных теориях международной торговли, отмечают эффективности режима свободной торговли как средства рациональной аллокации ресурсов, а следовательно стимулирования экономического роста. Эта концепция нашла многих сторонников, прежде всего среди специалистов международных экономических организаций, в частности ВТО, МВФ и Всемирного банка, пропагандировали идею ультаралиберализму в экономике, в том числе в торговой сфере годами, приводя в аргумент увеличение объемов и доли развивающихся стран в мировой торговли.

В ответ на предостережения о неэффективности распространения многосторонней либерализации международной торговли на все без исключения стран в контексте преодоления бедности, апологеты идеи о ее необходимости утверждают, что не фритредерство приводит к ухудшению социально-экономической ситуации в бедных странах, а нерациональные «долиберализационные» ограничения. Опираясь на эмпирические исследования, ученые настаивают, что возможно падение благосостояния в результате либерализации торговли возникает только в краткосрочной перспективе, а динамические эффекты открытия товарных рынков более весомые, чем статические.

В пользу политики фритредерства для преодоления бедности можно привести немало аргументов, подтвержденных теоретическими разработками и практикой

Так, выбор в пользу снижения торговых барьеров открывает доступ бедных стран и емких рынков развитых стран, обеспечивает приток экспортной выручки, а значит облегчает обслуживание внешнего долга и уменьшает необходимость новых заимствований, обеспечивает поставку пищевых продуктов и товаров первой необходимости на более низким ценам (уменьшает стоимость и улучшает качество потребительской корзины населения), а также удешевляет инвестиционный импорт, способствуя модернизации производства.

Читайте  Современные тенденции банкротства предприятий

Противники концепции ультралиберализма в международной торговле утверждают, что отказ от протекционизма обостряет конкурентную борьбу на внутреннем уровне, что приводит к упадку целых секторов национальной экономики, важных для решения социальных вопросов. Кроме этого, радикальная либерализация может привести к повышению цен на продовольственные товары, негативно повлияет на благосостояние бедных слоев населения, детерминирует необходимость существенных изменений во внутренней и международной экономической политике, в частности активизация внешней помощи.

Проведение Доха-Рауд переговоров стран-участниц ВТО и утверждения концепции Сеульского консенсуса начали новые принципы международной экономической политики в отношении бедных стран, направленные на обеспечение для них более благоприятных условий участия в мирохозяйственных процессах. В частности, для предупреждения упадка отдельных социально важных отраслей и подотраслей экономики предлагается использование определенных мер защиты национальных производителей (в пределах дозволенного ВТО).

Однако, индустриальные страны, с одной стороны, открывали свои рынки для менее экономически успешных партнеров

Снижая тарифные ставки на импорт (особенно наименее развитых стран (НРС), а с другой, активизировали использование методов скрытого и коллективного протекционизма (со стороны интеграционных образований). успешные региональные торговые объединения созданы преимущественно крупными, экономически сильными странами, которые, увеличив протекционистские барьеры, усиливают свои позиции на мировом рынке, тогда как множество слабых контрагентов страдают ид эффекта отклонения торговли.

Читайте  Программы лояльности как метод увеличение привлекательности компаний экспресс-доставки

Ряд политиков, ученых и специалистов из международных организаций сформировали модифицированную концепцию глобального фритредерства, которую можно охарактеризовать как «умеренный протекционизм», то есть, либерализацией торговли с многочисленными исключениями и «особыми условиями». Теоретически, такой подход призван способствовать развитию бедных стран как полноправных торговых партнеров и предотвращать несправедливые конкуренции и монополизации отдельных отраслей в глобальном масштабе, однако на практике стремление сохранить свои доли в мировой торговле привели к торможению переговоров в рамках Доха-раунда (который начался в 2001 г. . и продолжается до сих пор), трансформации его с раунда Развития в спор между ЕС и США и активизации скрытого протекионизму.

На фоне этой дискуссии аргументы в пользу концепции неоколониализма не выдаются бессмысленными: рынки бедных стран используются для сбыта товаров из индустриально развитых государств и полностью контролируются последними; торговая открытость и поощрение создания филиалов ТНК в условиях экономической отсталости стимулирует импорт и превращает слабо развитую страну в «сырьевой придаток» богатых государств; фритредерство усиливает зависимость малых бедных стран от финансовой помощи крупных стран прямо и косвенно (через международные экономические организации); дешевый импорт (не защищен тарифных и нетарифных барьеров) оказывает отрицательное давление на конкурентоспособность национальных производителей.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о